Ещё раз о Правилах оказания услуг общественного питания

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 №1515 утверждены Правила оказания услуг общественного питания, регулирующие отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания и направлены на защиту прав потребителей.

Правилах установлено, что услуги общественного питания предусматривают изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам. Также определено, что понятия «потребитель» и «исполнитель» применяются в настоящих Правилах в значениях, установленных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Правила направлены на защиту прав потребителей, детально регламентируют взаимодействие потребителя и исполнителя, предотвращая тем самым конфликтные ситуации в сфере общественного питания.

Правилами установлены требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объёма информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора услуг.

Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг. При этом перечень производимой и реализуемой им продукции общественного питания и (или) покупных товаров, соответствующих обязательным требованиям нормативных правовых актов, указывается в меню (прейскуранте) или иным способом, обеспечивающим получение информации в наглядной и доступной форме в целях правильного выбора соответствующих услуг (продукции).

Как и раньше, исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая представляется потребителю по его первому требованию.

Исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено ст.10 Закона «О защите прав потребителей», обязан довести до сведения потребителей следующую информацию об оказываемых услугах:

1.     перечень услуг и условия их оказания;

2.     наименование предлагаемой продукции общепита с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

3.     сведения об объёме (весе) порций готовых блюд продукции общепита и покупных товаров, ёмкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

4.     сведения о пищевой ценности продукции общепита (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции).

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг.

Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договора об оказании услуг способами, принятыми в сфере обслуживания потребителей общепита, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания.

Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).

Потребитель вправе получить дополнительную информацию о потребительских свойствах предлагаемой продукции общепита, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя.

При предварительном заказе на оказание услуг один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю и (или) направляется в электронном виде (если потребителем выбран указанный способ).

Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем и качество которых соответствует требованиям (если они предусмотрены) и условиям заказа.

Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо предложить потребителю иной порядок оплаты услуг.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в порядке и сроки, которые согласованы с исполнителем. При расчётах за оказываемые услуги исполнитель выдаёт потребителю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) направляет кассовый чек или бланк строгой отчетности потребителю в электронной форме с учётом требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включённые в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.

Потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

В случае реализации потребителю при оказании услуг общественного питания покупных товаров ненадлежащего качества потребитель пользуется правами, предусмотренными Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».