О Всемирной неделе качества

В период с 08 по 12 ноября текущего года проходит Всемирная неделя качества, в середине которой, во второй четверг ноября, отмечается международный День качества, установленный Европейской организацией качества при поддержке Организации Объединенных Наций.

Целью проведения Всемирной недели и Дня качества является повышение значения высокого качества продукции и услуг, а также активизация той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблемам качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворённости запросов и ожиданий потребителей.

В России эти мероприятия проводятся с 2016 года. Тематика Дня (недели) качества в 2021 году определена девизом: «Качество – дело каждого!».

Управление Роспотребнадзора по Мурманской области в рамках установленных полномочий контролирует качество и безопасность товаров и услуг на территории Мурманской области, а также обеспечивает защиту прав потребителей от рисков и последствий приобретения товаров и услуг, не соответствующих обязательным требованиям.

Статья 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» определяет, что качество продукции представляет собой совокупность свойств, которые придают ей способность удовлетворять потребности потребителей, то есть продукция должна соответствовать обязательным требованиям, условиям договора, быть пригодной для использования в приобретаемых целях, соответствовать образцу или описанию.

Специалисты Управления осуществляют контроль безопасности и качества потребительской продукции, проводя мероприятия по соблюдению требований технических регламентов, оказывают гражданам необходимую практическую, консультативную помощь и защиту их прав в судебном порядке.

За 9 месяцев 2021 года специалистами рассмотрено более 3,5 тысяч обращений, из которых 69,2% составляют обращения на нарушения прав потребителей. По всем обращениям приняты меры в вопросах компетенции, потребителям оказана правовая помощь: даны разъяснения требований действующего законодательства, часть жалоб стала основанием для проведения мероприятий по контролю (надзору), по результатам которых составлены протоколы об административных правонарушениях. Проведено 133 предварительные проверки, выдано 156 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, 7 обращений стали основанием для проведения контрольных закупок.

На протяжении ряда последних лет одной из распространённых тем является жалобы на нарушение потребительских прав в сфере розничной торговли. За 3 квартала 2021 года их удельный вес составил 21,8%, в аналогичном периоде 2020 года - 14,5%. В структуре обращений в этой сфере отмечен рост в 1,6 раза числа обращений при заключении договора с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения).

По сравнению с 2020 годом наблюдается рост числа обращений на услуги бытового обслуживания населения: с 4,6% (2020 год) до 9,2% в текущем году.

На фоне роста числа обращений на вышеуказанные темы в 3 квартале 2021 года снизилось количество обращений граждан на туристические и транспортные услуги. Этому, в частности, способствовало проведение тематических горячих линий, размещение на официальном сайте, странице в социальной сети информационных памяток.

Напоминаем: в целях обеспечения населения актуальной информацией по вопросам качества и безопасности товаров (работ, услуг) действует созданный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей государственный информационный ресурс (ГИР ЗПП). На портале каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, а также с информацией о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

С 01 апреля 2019 года в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован Единый консультационный центр по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней, предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

В случае необходимости жители Мурманской области могут получить консультацию по подготовке проектов претензий и исковых заявлений в Консультационном центре/пунктах по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», адреса которых размещены на сайте http://www.fguzmo.ru.

Внимание! Приём граждан осуществляется при неукоснительном соблюдении посетителями установленных требований эпидемиологической безопасности.