Обязанности исполнителей и права потребителей при расчете за потребленную электроэнергию по общедомовым приборам учета

В  Управление Роспотребнадзора по Мурманской области (далее по тексту – Управление) поступают многочисленные жалобы от граждан, собственников жилых помещений,  на действие энергосбытовых компаний по выставлению счетов, за потребленную электроэнергию на содержание общего имущества дома, по показаниям общедомовых счетчиков, суммы которых в разы превышают суммы за потребление электроэнергии по показаниям квартирных счетчиков.

Для того чтобы проверить правильность расчетов, заявить претензию ресурсоснабжающей организации на основании норм права, а также обратиться с жалобой  в соответствующие компетентные органы, Управление предлагает посетителям сайта ознакомиться со следующей информацией.

До 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления Закона N 261-ФЗ в силу, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

До 1 января 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления Закона N 261-ФЗ в силу жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, или иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п. п. 4, 5, 6 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Абзацем 2 пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения – в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам установлено, что размер платы (руб.) за электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

                            V

                             D

             P      = ------------- x V    x T  ,             

              ky3.i    V    + V        i.p    ky

                        n.p    n.n

 

где:

    V   - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,

     D

горячей   воды,   газа   или  электрической  энергии),  фактически

потребленный   за  расчетный  период,  определенный  по  показанию

коллективного  (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме

или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

    V     -  суммарный  объем  (количество)  коммунального ресурса

     n.p

(холодной  воды,  горячей  воды,  газа или электрической энергии),

потребленный  за  расчетный  период  в  помещениях,  оборудованных

приборами  учета  (за  исключением  помещений общего пользования),

измеренный  индивидуальными  приборами  учета,  а  в  коммунальных

квартирах  -   общими   (квартирными)  приборами   учета  (куб. м,

кВт·час);

    V     - суммарный  объем  (количество)  коммунального  ресурса

     n.n

(холодной  воды,  горячей  воды,  газа или электрической энергии),

потребленный  за  расчетный  период в помещениях, не оборудованных

приборами  учета,  определенный  исходя  из нормативов потребления

коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);

    V     -  объем  (количество)  коммунального  ресурса (холодной

     i.p

воды,  горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный

за  расчетный  период  в  i-том  помещении, оборудованном прибором

учета  (за  исключением  помещений общего пользования), измеренный

индивидуальными   приборами  учета,  а  в  коммунальных  квартирах

- общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

    T     -   тариф   на   соответствующий   коммунальный  ресурс,

     ky

установленный   в   соответствии  с  законодательством  Российской

Федерации  (для  холодного  водоснабжения, горячего водоснабжения,

газоснабжения  и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения

- руб./кВт·час);

 

Обращаем Ваше внимание, что исполнитель жилищно-коммунальных услуг в соответствии с подпунктом е) пункта 49 Правил обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.

Кроме того, в соответствии с абзацем 3, 4 подпункта п) пункта 49 Правил исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:

размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы(размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

порядок и форму оплаты коммунальных услуг(указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей).

Вопрос проверки правильности исчисления платы за электроснабжения может быть поставлен перед исполнителем услуг в соответствии с подпунктом б) пункта 51 Правил. Исходя из предоставленных исполнителем услуг данных, на основании установленной подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам формулы, общее собрание членов собственников жилья имеет возможность самостоятельно проверить правильность начисления платы за электроснабжение.

Также следует отметить, что пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), атакже для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с подпунктом г) пункта 49 Правил исполнитель услуг обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Высокий уровень внутридомовых потерь может свидетельствовать о хищении электроэнергии третьими лицами (данные обстоятельства являются предметом проверки со стороны правоохранительных органов), а также о неисправности квартирных приборов учета, аварийном состоянии внутридомовых инженерных сетей и иных факторах связанных с ненадлежащим качеством обслуживания внутридомовых инженерных сетей.

Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен разделом VIIIПравил и предусматривает право потребителя уведомить об подобных фактах аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе (п. 65 Правил).

Пунктами 67, 69 и 71 Правил определено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

   Также обращаем Ваше внимание, что контроль за соблюдением Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.

Вопросы осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям отнесены к компетенции Жилищной инспекции и ее территориальных органов. Жилищная инспекция  Мурманской области  расположена по адресу:  г. Мурманск, ул. С. Перовской, д.25; телефон  службы – 452-792.

Дополнительно сообщаем, что в случае возникновения спора с иполнителем коммунальных услуг и неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке,  соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п.1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), защита прав потребителей осуществляется судом.

В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, потребитель, в соответствии со статьей 29 Закона № 2300-1 вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.